Наверх
Министерство экономического развития Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 15 декабря 2018

Обновлено 16 часов назад

О министерстве События Деятельность Стратегическое планирование Коллегиальные органы Обращения Вакансии Контакты

День социального предпринимателя

11 октября 2018

В ходе III Дальневосточного форума предпринимателей состоялся День социального предпринимательства, посвященный самым насущным вопросам этой деятельности и развитии конкуренции государственного и частного сектора в сфере услуг населению в отраслях социальной сферы. О том, в каком ключе шел разговор, нам рассказала один из модераторов этого мероприятия - директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления, член Общественной палаты союзного государства, д. п. н., к. ф.-м. н. Нина Петровна Поличка.

- Предпринимательство в социальной сфере в Хабаровском крае и по всей стране развивается не первый год. Частные клиники, детские сады, центры дополнительного образования и многое другое - привычно. Но этот социальный бизнес существует пока только на средства своих клиентов. Речь же идет о вовлечении бизнеса в предоставление государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, которые оказываются за счет бюджетных средств.

Начиная с 2014 года президент РФ в каждом своем послании говорит о том, что нужно заниматься разгосударствлением социальной сферы. Потому что бюджетные деньги в эти сферы идут огромные, но есть дефицит услуг, качество их не всегда на уровне, и цена для бюджета высокая. Государство не отказывается от своих обязательств, но от установки на то, что только государственные или муниципальные организации могут оказывать эти услуги населению, мы уходим. Потому что она рождает «неестественную» монополию со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому поставлена задача о развитии конкуренции между частными и государственными (муниципальными) организациями в этих отраслях, так как для обеспечения доступности, повышения качества и снижения цены ничего другого мир пока не придумал.


Для ее решения в федеральных документах определены необходимые мероприятия, а в прошлом году принято распоряжение Правительства РФ, по которому ежегодно будут оцениваться регионы и устанавливаться рейтинг именно по развитию конкуренции и привлечению негосударственных организаций к оказанию государственных услуг в социальной сфере.

Задача в целом оказалась нетривиальная. В идеале должен формироваться государственный заказ на оказание услуг, а на его исполнение смогут приходить любые организации, то есть государственные учреждения и бизнес должны быть поставлены в одинаковые условия.

Но для формирования такого государственного заказа каждая услуга должна быть описана, для неё установлен бюджетный финансовый норматив и определен масштаб рынка этой услуги. И, самое главное, нужен такой механизм привлечения частных предпринимателей для оказания социальных услуг, чтобы он был приемлем для них. В противном случае никакие предприниматели на эти рынки не пойдут. 

Законопроект о государственном социальном заказе внесен в Государственную Думу и определяет два механизма для привлечения негосударственных поставщиков - либо конкурс, как по 44-ФЗ, либо сертификат для потребителя, с которым он может пойти в понравившуюся организацию - государственную или частную. Но конкретики пока мало. Есть много вопросов, требующих обсуждения и детализации.

Поэтому мы и собираем большую дискуссию под эгидой АСИ (Агентства стратегических инициатив), зовем на нее федеральные министерства социальной сферы, чтобы они озвучили правила и методики, по которым можно будет работать.

Сегодня описание (содержание) услуг разрабатывают сами регионы, в том числе и Хабаровский край. В результате этого всероссийского творчества сформированные описания услуг в массе своей противоречивы и неконкретны. От хаоса в содержании услуги появляется и хаос в финансовых нормативах. Например, за одну и ту же социальную услугу Кемеровская область готова оплачивать из бюджета 6 рублей 90 копеек, Хабаровский край - 202 рубля, а Московская область - 3800 рублей.

Финансовые нормативы для государственных учреждений состоят из двух частей: первая часть - расходы, связанные с непосредственным оказанием услуги, вторая - общехозяйственные нужды (связь, транспорт, коммунальные расходы, административный аппарат…). И вот этот норматив органы власти готовы платить бизнесу за оказанные услуги. И то не всегда и не во всех регионах.

Кроме того, в данный норматив не входят расходы на строительство помещений, где эти услуги будут оказываться, так как строительство социальной инфраструктуры (государственных учреждений) проходит по другой бюджетной статье. А частнику, чтобы оказывать услуги дошкольного образования или создать пансионат для пожилых людей, нужно сначала построить за счет собственных средств соответствующие помещения и только потом оказывать в нём услуги, стоимость которых тебе возместят из бюджета. О каких равных условиях может идти речь?

Есть, конечно, территории, которые решают задачу и двигаются в сторону создания равных условий для государственных и частных организаций. В частности, Ульяновская область и Ханты-Мансийский национальный округ описали социальные услуги, рассчитали нормативы и возмещают негосударственным поставщикам стоимость оказанных услуг по этому нормативу. Мы же пока в Хабаровском крае либо стоим на месте, либо двигаемся в обратном направлении. Например, в минсоцзащиты построили такие административные барьеры для бизнеса, что если в 2017 году 2,4 процента услуг оказывалось за бюджетные деньги частным сектором, то в план на 2018 год запланировано 2 процента. И это потому, что наши чиновники описали услуги, рассчитали норматив, но возмещают они бизнесу за оказанные услуги не по нормативу, а только за фактические расходы по тем статьям, которые они сами и придумали. А если твои расходы по этим статьям в сумме меньше норматива, то вот столько и получишь. Поэтому ни о какой оптимизации расходов даже думать не смей, а еще по 200 страниц отчетных документов для получения возмещения принеси. Вот такой у нас сегодня механизм привлечения бизнеса к оказанию социальных услуг в Хабаровском крае.

Обсуждение продлится целый день. Сначала будет пленарное заседание, потом в двух отраслевых секциях - образование, социальное обслуживание и здравоохранение. Я буду модерировать секцию «Образование». Там масса проблем, в том числе на федеральном уровне. Скажем, нужно развивать конкуренцию на рынке услуг дополнительного образования детей. Но в законе «Об образовании» полномочием краевой власти является организация предоставления дополнительного образования детей в ГОСУДАРСТВЕННЫХ образовательных организациях субъекта. Как при таком законодательстве можно привлекать негосударственных поставщиков для оказания государственных услуг?

Даже некоторые статьи Конституции РФ и федеральных законов написаны так, что по сути противоречат закону о защите конкуренции и мешают развивать конкуренцию в образовании и в здравоохранении. В частности, ФОМС самостоятельно решает, какой процент готов отдать частному медицинскому бизнесу. Да, у нас сегодня огромное количество частных стоматологических поликлиник, которые за плату гражданам сделают всё, что можно. Но они могли бы оказывать и бесплатные (оплачиваемые за счет бюджета) услуги, которые гарантированы нам государством, если ФОМС допустит их к ним. Пока же доля государственных медицинских услуг, которые оказываются негосударственными поставщиками, составляет в крае единицы процентов.

Почему так происходит? В голове у чиновников - сумасшедший конфликт интересов. Они привыкли работать со своими подведомственными государственными и муниципальными учреждениями, а теперь приходят какие-то предприниматели и говорят: отдайте часть заказов. Многие чиновники не понимают, зачем всё это, и так же всё хорошо. Но всё хорошо только у них в министерствах, а у граждан нет ни доступности услуг, ни их качества.


Мы на форуме будем обсуждать, как разворачивать органы власти в правильном русле. Пока на совете по предпринимательству, иных мероприятиях мы только уговариваем отраслевые министерства, чтобы они всерьез занялись этой задачей, поскольку президентом поставлена цель, чтобы к 2020 году 10 процентов бюджетных средств в социальной сфере осваивались негосударственными поставщиками.

С другой стороны, министерствам надо помогать, потому что они сами просто не знают, как решать эти задачи, и каждый регион открывает свое «колесо». Именно поэтому на форум мы зовем федеральные власти, чтобы они предложили регионам некие универсальные подходы и алгоритмы. А если и у них таковых нет, то пусть запускают пилотные эксперименты, собирают и обобщают лучшие практики, отрабатывают технологии, пишут методические рекомендации и предлагают их регионам.

Мы же готовы стать пилотным регионом по многим задачам и внедрять их разработки и рекомендации тоже согласны, потому что в одиночку их не сможет решить ни один регион страны.
==
Строительство одного нового места в муниципальном детском саду обходится в
1 миллион 400 тысяч. А создание одного места в частном саду - 42 тысячи рублей. Экономия составляет миллиарды рублей бюджетных средств.

65 процентов регионального бюджета и до 80 процентов муниципальных средств расходуется на оказание услуг в социальной сфере. Поэтому в первую очередь стоит вопрос о развитии конкуренции в оказании бюджетных - государственных и муниципальных услуг.

Источник: «ТОЗ»