Наверх
Министерство экономического развития Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 15 декабря 2018

Обновлено 17 часов назад

О министерстве События Деятельность Стратегическое планирование Коллегиальные органы Обращения Вакансии Контакты

Круглый стол III Дальневосточного форума предпринимателей - «Доверять нельзя проверять. Смещение акцентов в контрольно-надзорной деятельности»

11 октября 2018
Круглый стол III Дальневосточного форума предпринимателей - «Доверять нельзя проверять. Смещение акцентов в контрольно-надзорной деятельности»

Перспективы бизнеса в центрах экономического роста стали основной темой на III Дальневосточном форуме предпринимателей, вчера начавшем работу в столице округа. Организаторы - правительство Хабаровского края, региональное агентство содействия предпринимательству и совет по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата-уверены, что смысл в подобных форумах есть.

 «За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с уровня 20-21 процент. По-прежнему 95 процентов МСП – это микробизнес. Действующая система поддержки МСП через федеральные и региональные институты развития и инновационную инфраструктуру в субъектах РФ рассчитана самое большое на несколько десятков тысяч предприятий. А масштабная государственная политика, направленная на развитие миллионов субъектов МСП, которая включала бы в себя вопросы налогов, кредитов, тарифов, контроля и надзора, так и не создана», - Борис Титов – уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей.

Говорить о том, что для развития малого бизнеса созданы благоприятные условия, преждевременно.  

«Многие кардинальные решения в поддержку предпринимателей принимаются после вмешательства президента. Именно с его посыла появились налоговые и надзорные каникулы для бизнеса. А после резкого роста количества внеплановых проверок последовало поручение президента ограничить их число до 30 процентов от количества плановых. Такие решения возможны только после многочисленных обращений общественных объединений, изучения резолюций форумов и конференций», - подчеркивает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов.

 

Вопросам поддержке развития малого бизнеса будет посвящен круглый стол III Дальневосточный форум предпринимателей «Доверять нельзя проверять. Смещение акцентов в контрольно-надзорной деятельности»

 

Олег Герасимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае

Риск-ориентированный подход выполнен формально

В стране проводится реформа контрольно-надзорной деятельности. Она призвана снизить административное давление на бизнес, избавив предпринимателей от излишних проверок. В течение прошлого года велась активная работа в этом направлении, но бизнес не почувствовал серьезных изменений, отмечает, что давление не снижается.

Получается парадоксальная ситуация, мы делаем всё возможное, чтобы снизить количество проверок, а бизнес продолжает жаловаться. При этом, по данным прокуратуры, количество проверок объективно снижается. Но что по факту? Перед ведомствами была поставлена задача - внедрять риск-ориентированный подход. То есть проводить проверки не на всех предприятиях, а в первую очередь на тех, где есть риски. Там, где ранее были выявлены нарушения, либо чья деятельность лежит в областях, где нарушения представляют особую опасность.

Это должно было привести к снижению плановых проверок. Формально, задача выполнена. Но с их сокращением увеличились внеплановые. На это тоже последовала реакция, мнение общественности было донесено до руководства страны. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда ведомства проводят административные расследования. Чтобы уйти от внеплановых проверок, контрольно-надзорные органы подменяют понятие «проверка» на «расследование». Расследование не нужно согласовывать с прокуратурой и количество проверок уменьшилось, а предприниматели говорят о том, что административное давление не снижается. Ведь предпринимателю нет разницы, под каким предлогом к нему пришли: плановая проверка, внеплановая или административное расследование; результат один - общее количество «визитов» контролеров не уменьшилось.

Еще одно из препятствий, о которое запинается реформа, - система оценки и поощрения работы инспекторов. Если труд сотрудника оценивается в соответствии с выявленными нарушениями, начисленными штрафами, он будет стараться выявить их как можно больше. Каждый проверяющий - специалист, хорошо знающий своё дело, он разбирается в этой области лучше любого предпринимателя. И если ему нужно найти нарушение, он найдет его любой ценой. Во многих проверках инспекторы не уходят без выявленного нарушения, ведь иначе его могут упрекнуть в плохо выполненной работе.

Сами контрольно-надзорные органы уже говорили о необходимости искоренения «палочной системы». Но изменений пока не видно. Если не менять метод поощрения инспекторов, то эта ситуация не изменится. По-прежнему перед ними условно стоит планка, сколько нарушений необходимо выявить за месяц.

Поэтому ведомства должны разработать и показать свои новые инструкции, регламенты, иные аспекты мотивации своих сотрудников. Необходимо продолжать работу по переходу на риск-ориентированный подход. А это подразумевает концентрацию сил на работе по профилактике и предупреждению, а уже только потом должно следовать наказание.

Следующий вопрос, который планируем обсудить на круглом столе, - потребительский экстремизм. Это явление существует как возможность свести счеты, отомстить, как способ конкурентной борьбы. Выражается он в том, что граждане пишут жалобы в контрольные органы на конкретные предприятия. И контролеры приходят к предпринимателю с проверками. К нам бизнесмен обращался с просьбой помочь в такой ситуации. На него в большом количестве писали жалобы в различные надзорные органы - и проверки сыпались одна за другой.

Пока защиты от потребительского экстремизма нет, потому что государственный орган обязан реагировать на любое обращение от заявителя. С одной стороны, законом уже запрещены анонимные обращения, нельзя написать заведомо ложную информацию и отправить её в ведомство без подписи. А с другой - появились обращения, подписанные формально. То есть подпись есть, но, к примеру, адрес заявителя указан вымышленный, такого дома не существует в Хабаровске.

В рамках круглого стола также обсудим применение чек-листов (проверочных листов). Это список требований, с которыми приходят контролеры к бизнесу. Он составлен в виде списка вопросов по каждому виду контроля. Предприниматель может использовать их для самоконтроля, найти чек-лист можно на сайте соответствующего органа.

Сначала чек-листы приняли федеральные структуры, сейчас они утверждаются на региональном уровне. Но загвоздка в том, что они очень сложные. Федеральные содержат более ста вопросов и представляют собой фактически нормативный акт того или иного ведомства, переписанный в форме вопросов. Это ничем не помогло предпринимателям, никакого упрощения не произошло.

На региональном уровне мы пытаемся скорректировать чек-листы. Раскритиковали их, во‑первых, за сложность восприятия. Многие инструкции написаны таким языком, что предприниматель их прочесть толком не может. Конечно, трактовку законов менять нельзя, но, если хотим, чтобы бизнес занимался самоконтролем, значит, нужно и разговаривать с ним на понятном языке. Во-вторых, чек-листы получаются обширные, потому что рассчитаны на все категории бизнеса.

Фактически, нужно делать эти листы по риск-ориентированному подходу, и если у предпринимателя самая низкая категория опасности, то и проверочный лист должен быть простой, понятный и маленький.

1 января 2019 года заканчиваются трехлетние «надзорные каникулы». Поэтому важно высказать позицию бизнес-сообщества и нашего форума о необходимости их продления до 2021 года. «Надзорные каникулы» показали свою эффективность, они способствуют развитию бизнеса.

Предприниматели опасаются, что после отмены этого инструмента начнутся массовые проверки бизнеса, появится излишнее административное давление. А не каждый предприниматель может выстоять против плеяды проверок, зачастую результат такого нажима - ликвидация бизнеса.

На круглый стол съедутся уполномоченные со всего ДФО, а также из Ленинградской и Ярославской областей, Забайкальского и Алтайского краев, Дагестана. Будут представители прокуратуры, контрольно-надзорных органов. Мы рассчитываем на поддержку предпринимателей.

«Одна из важнейших задач дальнейшего экономического развития макрорегиона - закрепление малого бизнеса на Дальнем Востоке. Тех льгот и преференций, которые работают сейчас, - явно недостаточно. Необходим конструктивный диалог и поиск решений для прорыва вперед».

Одним из нововведений форума станет розыгрыш «Турнир на миллион» от Фонда поддержки малого бизнеса Хабаровского края. Представители МСП - участники деловой площадки смогут получить сертификат на дальнейшее развитие в размере 1 млн рублей под 1% годовых!

По материалам «ТОЗ», «Экономика ДВ» - приложение к «РГ», № 227 от 11.10.18 г.