Наверх
Министерство экономического развития Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 15 декабря 2018

Обновлено 17 часов назад

О министерстве События Деятельность Стратегическое планирование Коллегиальные органы Обращения Вакансии Контакты

Ученые предложили альтернативный анализ социально-экономического развития макрорегиона

11 октября 2018

В последние годы дальневосточные регионы демонстрируют приличный экономический рост, обгоняя среднероссийские показатели. Казалось бы, уровень жизни людей должен был также повыситься, а отток населения - прекратиться. Но этого не происходит. Как считает профессор ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин, данные, показывающие высокие темпы роста ряда важных отраслей экономики Дальнего Востока, не являются объективным индикатором реального уровня социально-экономического развития макрорегиона.

Александр Павлович, так что же, не стоит верить цифрам и отчетам чиновников? 

АЛЕКСАНДР ЛАТКИН: Почему? Цифры-то приводятся верные. За последние пять лет улучшился инвестиционный климат. На территориях опережающего социально-экономического развития и в свободном порту Владивосток для бизнеса сформированы благоприятные условия. Уровень налоговой нагрузки там один из самых низких в АТР. На входе в преференциальный режим он составляет не более 4,5 процента, а в среднем в течение 13 лет реализации проекта - менее 17. С использованием всех механизмов поддержки инвестиционных проектов с 2015 по 2017 годы в ДФО введено в действие более 135 предприятий, создано 11, 5 тысяч рабочих мест, объем фактически осуществленных вложений - 140 миллиардов рублей, или около 8,6 процента валовых инвестиций в экономику округа за это время.

Принятые меры, безусловно, заложили положительный базис для развития экономики макрорегиона: индекс промышленного производства на Дальнем Востоке с 2014-го по 2017-й выше среднероссийского, значения (102,2 процента против 101). Сломлен тренд падения инвестиций в основной капитал, опережающими темпами развиваются строительство, сельское хозяйство.

Тогда в чем подвох? 

АЛЕКСАНДР ЛАТКИН: В том, что достижение темпов роста отчасти обусловлено неразвитой структурой региональной экономики, когда более или менее существенное событие водной отрасли дает резкое изменение показателей по всему макрорегиону

Так, рост промышленного производства на Дальнем Востоке в 2017 году «сделали» Еврейская автономная область (был запущен Кимкано-Сутарский ГОК), Хабаровский край (сработали Амурский судостроительный завод и КнААЗ), а также Приморье (на ПАО АКК «Прогресс» и А0 «Восточная верфь» выполнялись заказы минобороны).

Аналогичная ситуация и с ростом инвестиций в основной капитал; объемами строительства. Последние сложились в основном за счет крупных бюджетных строек-космодрома Восточный, моста через Амур в ЕАО, Амурского ГПЗ и нескольких других.

Достижения, если можно так выразиться, «точечные». Они не могли привести к существенному улучшению жизни людей. По ключевым социально-демографическим показателям Дальний Восток значительно отстает от среднероссийского уровня. Средняя продолжительность жизни в ДФО составляет 70,1 года - это последнее место в России. В макрорегионе больше, чем в среднем в стране, людей с доходами ниже прожиточного минимума. Доля аварийного жилья достигает двух процентов (против 0,6 в РФ), при этом стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке достигает 66,2 тысячи рублей - на 9,6 тысячи больше среднероссийской.

Таким образом, рост ряда важных отраслей Дальнего Востока не является объективным показателем положительных результатов опережающего развития. Он определяет лишь те факты, что экономика региона пока находится в зачаточном состоянии, а в социальной сфере имеется значительное отставание.

А какие показатели нужны для реальной оценки ситуации?

 АЛЕКСАНДР ЛАТКИН: Мы с командой выполнили анализ бюджетной обеспеченности, то есть достижения финансовой устойчивости в первую очередь за счет собственных ресурсов. А одновременно сделали оценку качества и стоимости жизни на Дальнем Востоке. Почему так? Именно бюджетная политика играет ключевую роль при формировании условий для устойчивого опережающего экономического роста любой территории, а бюджетная обеспеченность дает региону возможность вести самостоятельную финансовую политику, ориентированную на собственные интересы, в том числе, поддержку производителей, стимулирование развития наукоемких отраслей, меры социальной поддержки, нацеленные на повышение уровня жизни людей.

Я убежден, что такой альтернативный подход является особенно актуальным, но применяется государственными деятелями, отвечающими за развитие макрорегиона, крайне редко.

Что показали проведенные исследования?

 АЛЕКСАНДР ЛАТКНН: Мы увидели, что, начиная с 2015 года, когда были запущены в действие новые механизмы развития Дальнего Востока, уровень его бюджетной обеспеченности снизился - с 97,2 тысячи рублей на одного жителя до 92,8, то есть на 4,5 процента.

Одна из причин уменьшение налогов и неналоговых поступлений, в том числе и за счет недополученных налогов и сборов из-за действия специальных преференциальных режимов. Сократилась доля собственных доходов казны. Последовал рост нагрузки на бюджет, что привело к увеличению госдолга регионов округа (с 118,4 миллиарда рублей в 2014 году до 158,8 в 2017-м) и дефицита региональных бюджетов (с 14,3 до 18,5 миллиарда). Учитывая тот факт, что запущенные и планируемые к запуску предприятия в ТОР и СПВ будут пользоваться налоговыми послабления ми, в ближайшее время вряд ли стоит ждать увеличения поступлений в региональные бюджеты. Все это происходит на фоне продолжающегося сокращения численности населения. Причины отъезда – низкий уровень здравоохранения, образования, ЖКХ, слабая транспортная доступность и дороговизна жизни.

В таком случае на чем нужно сосредоточиться властям? 

АЛЕКСАНДР ЛАТКНИН: Достичь ускоренного развития Дальнего Востока без качественного человеческого капитала невозможно. Так что дальнейшие меры должны включать и комплекс социальных мер, ориентированных на создание условий и качества жизни, сопоставимых со среднероссийскими, а впоследствии - выше их.

Нужно добиться снижения смертности в работоспособном возрасте и увеличения рождаемости, качественного миграционного притока. Необходимо уменьшить стоимость жизни на Дальнем Востоке, привести в порядок и построить объекты образования здравоохранения, культуры, спорта, решить проблемы транспортной доступности.

Источник: «Экономика ДВ» - приложение к «РГ», № 227 от 11.10.18